Версия для печати темы

Нажмите сюда для просмотра этой темы в обычном формате

Форум на CrossPlatform.RU _ Qt Общие вопросы _ Приведение типов C++/QT

Автор: fsMark 9.8.2008, 11:22

Писал недавно одному знакомому о приведении типов в QT, решил выложить на форум вдруг комунибудь будет полезно или ктонибудь дополнит(сам пишу на QT 4 месяца :))
На мой взгляд картина выглядить слкдующим образом:

стандартная конструкция:
classA* A = new classA;
classB* B = (classB*)A;
приведет указатель на classA к указателю на classB, это стандартный способ приведения указателей унаследованный от языка C, при таком приведении не производиться никаких проверок не на этапе компиляции не на этапе исполнения со всеми вытекающими последствиями.

В C++ введенны следующие более тонкие конструкции:

classA* A = new classA;
classB* B = static_cast<classB*>A;
Эта конструкция приведет указатель на classA к Указателю на classB при том условии что класс classB является наследдником класса classA

classA* A = new classA;
classB* B = dynamic_cast<classB*>A;
Эта конструкция действует аналогично static_cast, отличие заключается в том что производиться проверка на принадлежность обекта на который сыллается А класу В, для проверки использукется информатция о типах времени выполнения(RTTI) которая естественно должна быть включена на этапе компилятции(в болщенстве современных компиляторов включена по умолчанию).
Если проверка завершается неудачно то dynamic_cast вернет нулевой указатель.
В некоторых компиляторах dynamic_cast может не работать через границы разделяемых библиотек.

QT предоставляет свое средство для приведения указателей заместо dynamic_cast:
qobject_cast аналогичен dynamic_cast для подклассов QObject(для остальных классов результат не определен), но он не зависит от RTTI и может работать через границы разделяемых библиотек.

вот пример из ассистента:
QObject *obj = new QTimer; // QTimer inherits QObject
QTimer *timer = qobject_cast<QTimer *>(obj);
// timer == (QObject *)obj
QAbstractButton *button = qobject_cast<QAbstractButton *>(obj);
// button == 0

Кроме того для приведения указателей на классы унаследованные от QGraphicsItem(не наследник QObject) существует qgraphicsitem_cast.

Автор: ViGOur 9.8.2008, 14:51

Еще дополнить и можно будет оформить в статью. :)

Автор: void* 9.8.2008, 17:46

из Qt-шных, еще существуют такие касты:
http://doc.trolltech.com/4.4-snapshot/qdbusargument.html#qdbus_cast, http://doc.trolltech.com/4.4-snapshot/qscriptvalue.html#qscriptvalue_cast, http://doc.trolltech.com/4.4-snapshot/qstyleoption.html#qstyleoption_cast и http://doc.trolltech.com/4.4-snapshot/qvariant.html#qvariant_cast.

Автор: Tonal 10.8.2008, 14:51

Для того, чтобы работал qobject_cast, нужно не только унаследоваться от QObject, но и добавить макрос Q_OBJECT в описание класса. Для остальных Qt-шных кастов тоже требуются некоторые телодвижения. В отличие от dynamic_cast для которого всё делается автоматом при наличии хотя бы одного виртуального метода. :)

Автор: fsMark 10.8.2008, 22:16

Если не добавлять макрос Q_OBJECT то особого смысла наследоваться от QObject нет, теряются все вкусности... типа сигналов и слотов.
Непонял какие телодвижения ты имеешь в виду, если можешь опиши подробней.

Автор: Tonal 11.8.2008, 7:36

Тем не менее, наследник QObject без Q_OBJECT вполне жизненная ситуация - например рабочий поток.

Про дополнительные телодвижения, нужно для каждого каста смотреть по месту. Например для qgraphicsitem_cast нужно переопределить virtual int QGraphicsItem::type () const так, чтобы он возвращал уникальное для всех использующихся в программе и плагинах наследников QGraphicsItem число.
Для остальных - копай ассистента.

Динамические касты для своей работы требуют дополнительную информацию связанную с экземпляром. В случае qobject_cast эту информацию добавляет moc, в случае qgraphicsitem_cast она достаётся из виртуальной функции, куда её явно положил разработчик. Для dynamic_cast компилятор автоматически связывает эту инфу с таблицей виртуальных методов.

Плюсы dynamic_cast в том, что он автоматом работает а любыми полиморфными объектами языка и в том, что компилятор может его заменить на static_cast в некоторых случаях (приведение наследника к базе).
Плюсы q*_cast в возможно меньшем объёме бинарика, и корректной работе на старых компиляторах.

Автор: kuler 1.10.2008, 11:15

про static_cast и dynamic_cast написано не шибко правильно

Автор: fsMark 1.10.2008, 11:27

Цитата(kuler @ 1.10.2008, 12:15) *
про static_cast и dynamic_cast написано не шибко правильно


Ждем спаведливой критики :)

Автор: kuler 1.10.2008, 11:44

Цитата(fsMark @ 1.10.2008, 12:27) *
Цитата(kuler @ 1.10.2008, 12:15) *
про static_cast и dynamic_cast написано не шибко правильно


Ждем спаведливой критики :)

вломы писать, там много, труп страуса почитайте

Автор: AD 1.10.2008, 11:57

Цитата(kuler @ 1.10.2008, 12:44) *
вломы писать, там много, труп страуса почитайте

Тогда нефиг хаять! Вообще, за такого рода посты я бы забанил. Что за ерунда? Вполне достоверная информация была приведена. Если она неполная, то можно дополнить, а не хаять!

Автор: ViGOur 1.10.2008, 12:08

Цитата(kuler @ 1.10.2008, 12:15) *
про static_cast и dynamic_cast написано не шибко правильно

Цитата(kuler @ 1.10.2008, 12:44) *
вломы писать, там много, труп страуса почитайте
дело в том, что если так говоришь, то нужно описать, что именно не так! Иначе лучше просто промолчать... ;)

Автор: kuler 1.10.2008, 14:04

static_cast срабатывает на этапе компиляции, проверяет типы на подобность, dynamic_cast срабатывает на этапе выполнения проверяя реально ли можно приравнять объекты, кроме того объекты должны быть полиморфны, нельзя приравнивать void*.
Исправляйте репутацию.

Автор: Litkevich Yuriy 1.10.2008, 14:13

Цитата(kuler @ 1.10.2008, 18:04) *
Исправляйте репутацию.
все в твоих руках.
Вот тема, в ней конкретные сообщения. Поправь их, добавь точности или укажи где ошибка и как должно быть, чтобы было без ошибки.

принесешь полезную информацию, репутация поднимится

Автор: Tonal 2.10.2008, 13:15

Цитата(kuler @ 1.10.2008, 18:04) *
static_cast срабатывает на этапе компиляции, проверяет типы на подобность, dynamic_cast срабатывает на этапе выполнения...

Я этому где-нибудь противоречил?
Перечитай внимательно что я написал. :)

Я не описывал поведение обоих приведений а всего лишь утверждал о их взаимозаменимости в частном случае.
Или ты можешь привести пункт стандарта, который запрещает то, о чём я написал?

Автор: kuler 2.10.2008, 15:26

Цитата(Tonal @ 2.10.2008, 14:15) *
Цитата(kuler @ 1.10.2008, 18:04) *
static_cast срабатывает на этапе компиляции, проверяет типы на подобность, dynamic_cast срабатывает на этапе выполнения...

Я этому где-нибудь противоречил?
Перечитай внимательно что я написал. :)

Я не описывал поведение обоих приведений а всего лишь утверждал о их взаимозаменимости в частном случае.
Или ты можешь привести пункт стандарта, который запрещает то, о чём я написал?

да я не тебе написал, а первому сообщению

Автор: Гость_Barabas_* 2.6.2012, 12:32

Благодарю за эту информацию! Искал именно это=)

Автор: Алексей1153 4.6.2012, 7:28

Цитата(kuler @ 1.10.2008, 17:04) *
Исправляйте репутацию.

готово!

==============================

моё ИМХО

1) использование static_cast иногда может быть вполне оправдано - для подстраховки на этапе компиляции.

2) Необходимость использования dynamic_cast:
a ) признак кривого проектирования. Равно как и явное приведение к void* и из него - тоже такой признак
b ) при поддержке чужого запутанного кода - это подстраховка в реалтайме (можно всегда результат каста проверить на ноль)
Поэтому лучше проектировать так, чтобы кастить через этот оператор не было необходимости.
Кроме того, для возможности применения dynamic_cast класс обязан иметь хотя бы одну виртуальную функцию, что не всегда приемлимо

3 ) Необходимость использования reinterpret_cast : см. п 2)a) . Но ещё иногда требуется, к примеру, при взамодействии с ранее написанным кодом на чистом си (пример - WinAPI , извещения WM_NOTIFY от стандартных контролов)

Критика принимается :)

Форум Invision Power Board (http://www.invisionboard.com)
© Invision Power Services (http://www.invisionpower.com)